1.
Катя Солнцева
(21.07.2012 00:39)
0
Шёл 1989 год. Не помню кто, кажется, Женька Зелёный затащил меня однажды в прогремевшее в Перестройку по всей Москве рок-кабаре Алексея Дидурова. В полутёмном зале было накурено, за столами сидело много разного народа, а на освещённой площадке, заменявшей сцену, выступали, сменяя друг друга, музыканты…В этот раз, видно, в программе было мало интересного, мне не понравилось, и я собралась уходить, разозлившись на Зелёного. Но тут ведущий объявил следующего исполнителя. Зелёный сказал:
- Подожди, этого парня я хорошо знаю, он всегда здесь выступает. Давай только его послушаем. Это потрясающе. Ты не пожалеешь, что мы остались.
В перекрестье лучей света вышел высокий, худой как тростинка, молодой музыкант-хиппи с длинными светлыми волосами, с двенадцатиструнной акустической гитарой, и запел. Слушая его, я почувствовала, как дрожь охватывает всё тело, как всколыхнулись все чувства – и старые и новые, всё перемешалось и переполнило душу, и комок подступил к горлу.
Это было нечто совершенно безумное – медленный, тяжёлый, сладко-пронзительный блюз. А голос певца напоминал молодого Роберта Планта с ранних дисков – голос высокий, словно мальчишеский, но невероятно сильный, похожий на сухой лёд, который обжигает.
И на гитаре он играл так темпераментно, словно выражал руками свои эмоции, словно руки тоже пели: всё было на «подъездах», на «подтяжках», на флажолетах, и ещё он как-то по-особому постукивал костяшками кисти правой руки не то по струнам, не то по корпусу… даже, пожалуй слишком темпераментно, и это было здорово!
Меня сильно зацепили слова песни:
«…Когда мы обнимаем друг друга, Это словно поток раскалённого ветра, Ты таешь в моих руках, Словно расплавленный воск. Каждый раз мы сгораем дотла И возрождаемся вновь из пепла, Переплетаясь телами И вдыхая запах тёплых волос.
Словно мы на морском берегу, В тропической пене прибоя… Но порой я не верю теплу, Я понять сам себя не могу… И тогда мне хотелось бы выйти Из горячего южного моря, И купаться, совсем одному, В этом чистом, холодном снегу...
И кто ответит мне, почему?..»
Вторая песня потрясла ещё больше. Она была полна возвышенной грусти и боли, и … романтики. Светлая, как его льняные волосы…
Он пел, обращаясь к мёртвой девушке, которая оставила его (то есть его героя) семь лет назад. Как она холодной зимней ночью незримо является и рисует на его окнах прекрасные ледяные узоры…Там были такие слова:
«…Луна бросает свет в окно, На царство белых крыш. Весь мир уже уснул давно, И ты семь лет, как спишь. Ты мне рисуешь на стекле Волшебных звёзд лучи. И тают все углы во мгле Вокруг меня в ночи.
Как мало здесь осталось нас, Подруги наши и друзья! Фонарь погас, фонарь погас, И прежний свет вернуть нельзя. Фонарь погас, лишь в глубине Мерцает трепетный огонь. Ложится, тая, синий снег В мою дрожащую ладонь».
Ему бешено аплодировали.
Когда этого потрясающего парня сменил другой артист, он увидел Зелёного, подошёл и присел за наш столик.
- Познакомься, - сказал Женька. – Это Гриша Казанский.
В тот же вечер я узнала о молодом музыканте всё – пока его биография была ещё не очень длинной…
Григорий Казанский (в те годы известный ещё как Гриша Шлягер) – хиппи, поэт и рок-музыкант, также занимающийся и рисованием, и живописью, и прозой. Григорий - яркий представитель творческого андеграунда, талант, зародившийся в среде хиппи. Мне он казался кем-то вроде средневекового менестреля, который чувствовал, что должен петь и излить свою душу в песне.
У Гриши всё началось с музыки великого Боба Дилана, американского менестреля в широкополой шляпе, чей плакат висел у него на стене. Дилана сменяли «Питер, Поль энд Мэри», потом «Лед Зеппелин», «Блэк Саббат», Кэн Хэнсли, «Джетро Талл» и многое, многое другое – странные сочетания, но он тогда жадно слушал всё, что ему нравилось. Он жил в мире этой музыки. Из наших российских музыкантов на него оказали влияние, пожалуй, Гребенщиков и Градский – но только в известной степени. Можно было смело сказать, что Гриша Казанский уникален и в действительности вряд ли на кого-нибудь похож.
Причём, что интересно, общаясь с ним в дальнейшем, я удивилась, как, оказывается, этот гениальный артист может перевоплощаться. В узком, домашнем кругу он великолепно исполнял песни, например, Вертинского - лучше, чем кто-либо из тех, кого я слышала, или Высоцкого, или Окуджавы, а про западных рок-музыкантов я и не говорю. Но на публике он всегда выступал только со своими песнями – он сам писал и стихи, и музыку к ним.
Ещё с двенадцати лет он упрашивал родителей, чтобы ему купили гитару. Первую гитару подарил ему отец в 6-м классе. Он быстро освоил несколько аккордов, и вскоре вполне прилично (на уровне подростка) мог аккомпанировать себе. А девчонкам-то как нравилось, наверное! Чуть позже он сам стал сочинять песни, и везде носил с собой гитару, с которой уже не расставался. За несколько лет его профессиональный уровень вырос настолько, что это можно было сравнить только с тем, с какой скоростью росли его волосы – так, что в девятнадцать лет его уже трудно было узнать – это уже был Мастер. Точнее – уникальное Явление.И песен он написал за это время очень много.
…Хиппианские сейшены устраивались на флэтах. Перевожу для цивильных: я имею в виду концерты, которые устраивались на квартирах.
Такие концерты давал и Гриша Казанский, под именем Гриша Шлягер, в Москве и в Питере, и они пользовались ярким успехом как среди хиппи - таких же молодых ребят и девчонок, как и он сам так и среди взрослых представителей творческой интеллигенции. С такими концертами он объехал почти все крупные города европейской части СССР, передвигаясь автостопом и зарабатывая на жизнь исключительно музыкой, и ему это удавалось! И знали его уже везде. Правда, в Советском Союзе, к сожалению, такая жизнь не приветствовалась…
В 1984 году Гриша Казанский организовывает рок-группу «Чёрный доктор». Группа просуществовала до 1989 года, входя в состав Московского областного рок-клуба (не помню официальное название), пока не была запрещена. Записи тех времён, к сожалению, не сохранились.
Тогда же, в конце 80-х и начале 90-х годов, Гриша Казанский был приглашён выступать в рок-кабаре «Кардиограмма», которым руководил Алексей Дидуров, где я и увидела его впервые.
***
Многое произошло за эти годы. Григорий много путешествовал, занимался живописью и графикой, писал картины на заказ. Его приняли в Союз Художников России, он преподавал, четыре года провёл в монастыре, расписывал храмы, затем перешёл на компьютерную живопись. Он экспериментировал с несколькими рок-группами, работал в различных направлениях, от церковного пения до кибер-индастриела.
Сейчас Григорий записывается и выступает снова один, аккомпанируя себе на акустической гитаре. По его словам, это дает ему наибольшую свободу в творчестве, возможность ни от кого не зависеть. Он вернулся к своим истокам, к своему раннему неповторимому стилю, и он всё тот же – легенда андеграунда в СССР, хиппи, рок-музыкант с одной гитарой, словно совсем и не повзрослевший, словно только что с флэтового сэйшена…
Вот, пожалуй, и всё.
Остальное – в его песнях. На этом сайте представлены песни Григория Казанского – старые и новые, в восстановленных и новых записях. Итак, слушайте их…
Катя Солнцева. Москва, 2012 г.
|